Инфляция добавила премиальных

Инфляция сократила реальные размеры капиталов премиальных клиентов банков, а также снизила порог входа в этот сегмент обслуживания, отмечают аналитики Frank RG. За восемь лет число премиальных клиентов выросло на 167% Фото: Олег Яковлев / РБК Фото: Олег Яковлев / РБК

В 2024 году средний размер капитала премиальных клиентов российских банков составил 3,1 млн руб. По сравнению с 2016 годом номинальный показатель вырос на 24%. Однако с учетом инфляции реальный размер капитала сократился на 22%: с 2,5 млн руб. в 2016 году до 2 млн руб. в текущем году (но в ценах 2016 года), показало исследование аналитической компании Frank RG «Premium Banking в России 2024», поступившее в РБК.

Аналитики Frank RG изучили 18 премиальных программ 14 банков, в том числе Сбербанка, ВТБ, Альфа-банка, Газпромбанка, Промсвязьбанка, МКБ, РСХБ, «Уралсиба» и других. Исследованы три клиентских сегмента: с капиталом от 1 млн до 3 млн руб., от 3 млн до 10 млн руб. и от 10 млн руб. Показатели за 2024 год приведены по итогам первого полугодия.

Как меняется рынок премиального обслуживания

Согласно исследованию Frank RG, и реальный, и номинальный средний размер капитала, приходящийся на одного премиального клиента, рос до 2020 года — тогда номинальный размер достиг пиковых 3,3 млн руб. После этого показатель снижался на протяжении двух лет: к 2022 году он составил 2,8 млн руб., но затем снова перешел к росту.

При этом инфляция за десять лет (с 2014 по 2024 год) составила 98,6%. Это также отразилось на среднем размере порога входа в премиальный банкинг: текущие пороги ниже целевых почти в два раза. В 2024 году средний размер капитала, который устанавливают банки для категории премиальных клиентов, составляет 2,4 млн руб. вместо возможных 4,4 млн руб. (такой показатель был бы, если бы порог рос на уровне инфляции). Это близко к значениям десятилетней давности — в 2014 году средний порог был установлен на уровне 2,2 млн руб.

Финансы Эксперты зафиксировали отток денег премиальных клиентов из банков

Всего в 2024 году премиальными клиентами банков являются 5,6 млн человек с общим капиталом 17,5 трлн руб. Из них более 50% имеют капитал менее 1 млн руб., у 24% клиентов капитал составляет от 1 млн до 3 млн руб., еще у 20% — 3–10 млн руб. и всего у 6% премиальных клиентов показатель превышает 10 млн руб.

За прошедший год, с середины 2023 года по середину 2024 года, объем общего капитала в премиальном банкинге вырос на 32%, а число премиальных клиентов — на 7,7%. За восемь лет эти показатели увеличились на 230 и 167% соответственно.

Основную долю на рынке premium banking составляют государственные банки, но в более состоятельных сегментах выше доля частных банков. Так, в сегменте с капиталом 1–3 млн руб. доля госбанков составляет 87%, частных банков — 13%. При этом в сегментах 3–10 млн руб. и более 10 млн руб. доля частных банков достигает 23 и 22% соответственно.

Как отмечают авторы исследования, госбанки привлекают клиентов надежностью, а частные — более выгодными предложениями. Но если до июля 2024 года частные банки предлагали более высокие ставки по депозитам и разница между ставками двух категорий кредитных организаций доходила до 25%, то затем ситуация изменилась. В октябре 2024 года ставки в госбанках были на 5% выше, чем в частных банках. «Период высокой ключевой ставки кардинально меняет рынок. Если раньше государственные банки предлагали ставки по сберегательным продуктам ниже среднерыночного значения и это воспринималось премиальными клиентами как объективная плата за надежность, то с июля 2024 года мы видим, как государственные банки вступили в открытую битву за ставку, предлагая не только сопоставимые, но и в каких-то случаях лучшие, чем у частных банков, условия», — говорит проектный директор направления Wealth Management во Frank RG Любовь Прокопова.

Читайте РБК в Telegram

Почему сократился реальный капитал премиальных клиентов

Причиной снижения среднего размера капитала в пересчете на цены 2016 года является увеличение числа нецелевых клиентов с капиталом до 3 млн руб., которым доступно премиальное обслуживание, объясняет старший аналитик Wealth Management компании Frank RG Мария Суховерова.

В свою очередь, рост доступности премиального обслуживания обусловлен тем, что сейчас основной целью большинства банков стало увеличение доли рынка, а не обслуживание исключительно целевого сегмента, объясняет Суховерова. Для этого банки вводят дополнительные условия бесплатного обслуживания, например показатели трат по картам, поступление зарплаты и других денежных средств и т.п., говорит эксперт. «Таким образом, клиенты могут не размещать капитал в банке и получать премиальное обслуживание», — отмечает Суховерова.

Премиальный статус банки дают клиентам за поступление зарплат, которые выше среднего уровня, но едва ли ассоциируются с хорошей обеспеченностью и тем более «богатством», соглашается старший директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Иван Уклеин. «Даже по вычисленным средним величинам капитала понятно, что это формальность, — они на порядок ниже, например, стоимости приличной жилой недвижимости в Москве. Изменение этих величин мало о чем говорит и никак не характеризует динамику благосостояния условно богатых людей», — отмечает он.

Также, продолжает Суховерова, премиальное обслуживание стало более доступно из-за незначительного роста средних порогов входа за период с 2016 по 2024 год. Порог «привилегированности» определяется банками с целью поддержания или наращивания клиентской базы, поэтому стабильная планка может означать, что число крупных клиентов ограничено и банки поддерживают предложение премиальных продуктов без поправки на инфляцию, объясняет управляющий директор, руководитель группы рейтингов финансовых институтов АКРА Валерий Пивень. Он также обращает внимание на то, что в 2022 году на рынке произошел отток крупных вкладов за рубеж, которые могли храниться в банках с 2016 года.

По словам Уклеина, развитие долгового и фондового рынка, а также растущие цены на недвижимость перетянули часть ликвидности из банковского сектора, из-за чего произошла диверсификация активов состоятельных вкладчиков. Также состоятельные клиенты по мере увеличения капиталов предпочитают обслуживаться в нескольких банках, поэтому средний чек в одном отдельно взятом банке не репрезентативен, подчеркивает Уклеин.

«Этот параметр ограничен с двух сторон: с одной стороны сумма страхования вкладов в одном банке составляет 1,4 млн руб., и все, что выше этой отметки, под страхование не подпадает. С другой стороны, верхняя планка находится в точке, где человек начинает инвестировать средства, например привлекать кредит на покупку квартиры, покупать франшизу, вкладываться на рынке акций и облигаций. Как показывает эмпирический опыт, в российских реалиях верхняя планка находится где-то на уровне 2,5–3 млн руб., то есть примерно в два раза превышает уровень суммы страхования вкладов», — добавляет эксперт финансового маркетплейса «Сравни» Алексей Лоссан.

About The Author

Разное