Фото: пресс-служба
Задачи
Активное развитие городской экономики невозможно без современной транспортной инфраструктуры. Эффективное пассажирское сообщение, как отмечают аналитики Тихоокеанского государственного университета, увеличивает производственные возможности экономики, расширяет рынок труда и помогает взаимодействию предприятий в секторах услуг высокой стоимости в условиях растущей агломерации.
Скорость, комфорт и экологичность общественного транспорта — важные слагаемые качества жизни горожан, говорит главный управляющий директор, руководитель блока аналитики и маркетинга ВЭБ.РФ Андрей Самохин. Неслучайно, по его словам, с начала нового тысячелетия во всем мире в качестве главного вида городского транспорта возрождается трамвай.
По данным Международного союза общественного транспорта (UITP), с начала 2000-х годов не менее 108 новых городов, из которых 60 находятся в Европе, открыли свои первые линии или заново запустили трамвайное движение.
Россия — один из мировых лидеров по протяженности линий и количеству эксплуатируемого подвижного состава городского электротранспорта (ГЭТ), отмечают авторы аналитического отчета «Трамвайный и троллейбусный транспорт в России. Итоги 2021–2022 годов» консалтинговой компании Strategy Partners: троллейбусы и трамваи используются в 60 регионах и 110 городах страны, протяженность инфраструктуры ГЭТ достигает 6,8 тыс. км, из которых 2,4 тыс. км — трамвайные пути.
Однако ошибочное мнение о трамвае как об устаревшем виде транспорта, мешающем автомобилям, привело к сокращению с 1995 года ряда трамвайных систем, отмечают аналитики Strategy Partners: общая протяженность путей в стране за это время снизилась более чем на 21%. Более половины (52%) всех трамваев в стране эксплуатируются дольше нормативного срока — 25 лет. По оценкам аналитиков, для полного обновления устаревшего подвижного состава и достижения нулевой его доли к 2030 году требуется ежегодно поставлять 406 трамваев.
Предпосылки и мотивация
Фото: пресс-службаПассажиры электротранспорта быстрее добираются до работы за счет увеличения скорости движения, четкого расписания и отсутствия пробок, говорит директор практики «Инжиниринг» Strategy Partners Ольга Корона. Углеродный след трамвая на 250% меньше, чем автомобильный, напоминает эксперт.
Легкорельсовый транспорт к тому же и менее аварийный, нежели автомобильный, отмечает директор департамента инвестиций и рынков капитала Kept Сергей Игнатущенко.
Срок жизни трамвая существенно дольше, чем у других видов транспорта, рассказал заместитель заведующего Научно-исследовательской лабораторией проблем развития городского электрического транспорта Научно-исследовательского института автомобильного транспорта (НИИАТ) Олег Арефьев. Для сравнения: у автобуса он составляет 5–7 лет, у трамвая — более 20. Объем эксплуатационных расходов при этом у трамвая, по данным НИИАТ, в среднем на 40% ниже.
Поэтому в регионах растет запрос на обновление ГЭТ, отмечают эксперты. «Многие города, которые потеряли свои трамвайные линии, сейчас просят восстановить трамвайную сеть и запустить новый парк трамваев», — заявил в своем выступлении на ПМЭФ-2024 глава ВЭБ.РФ Игорь Шувалов.
Областному центру и одному из крупнейших городов Черноземья Липецку с учетом ежедневной маятниковой транспортной корреспонденции между спальными и производственными районами просто необходим каркас рельсового электротранспорта с повышенной провозной возможностью для бесперебойного сообщения между правобережной и левобережной частями города, рассказали в городском департаменте транспорта.
Федеральные программы оказывают поддержку в обновлении трамвайного парка в городах, отмечают аналитики ВЭБ.РФ.
Напомним, что федеральная поддержка обновления общественного транспорта стала носить системный характер только с 2020 года. Тогда Минтранс России впервые запустил льготный лизинг подвижного состава. В 2022 году был расширен с 12 на 43 города проект «Чистый воздух» Минприроды, тогда же стартовал федеральный проект «Развитие общественного транспорта» в структуре нацпроекта «Безопасные и качественные дороги».
Но развитие электротранспорта требует больших усилий и инвестиций, отмечают аналитики. Модернизация всего наземного ГЭТ (включая троллейбусы) потребует около 494 млрд руб. без учета стоимости ремонта имеющейся и создания новой инфраструктуры, по оценкам авторов исследования Strategy Partners.
Решение
Фото: пресс-службаПомимо обновления подвижного состава, модернизация предусматривает реконструкцию трамвайных путей, тяговых подстанций, депо, ремонт и строительство контактной сети, а также обновление остановочной инфраструктуры и инженерных сетей, отмечают эксперты.
Подобные комплексные проекты по развитию инфраструктуры в масштабе городов или целых регионов требуют значительных финансовых вложений, и механизм государственно-частного партнерства (ГЧП) — чуть ли не единственная возможность реализовать такие масштабные проекты, считает Ольга Корона из Strategy Partners: ГЧП позволяет привлекать федеральные и кредитные средства, а также деньги частных инвесторов.
В прошлом году на заседании президиума Госсовета по вопросам развития общественного транспорта президент России Владимир Путин призвал руководителей регионов рассмотреть для развития городского транспорта возможности использования ГЧП.
В 2021 году премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление по поддержке региональных инфраструктурных проектов комплексного развития городского электротранспорта в виде бюджетных кредитов. Главное условие получения финансирования — применение механизма ГЧП. Федеральная субсидия на модернизацию ГЭТ при этом составляет 30% капитальных затрат. Общий объем финансирования из федерального бюджета на пять лет предусмотрен в размере 100 млрд руб.
Остальные средства будут привлекаться из вложений инвесторов, кредитов ВЭБ.РФ (на 20 лет по льготной ставке) и Фонда национального благосостояния. Сегодня в программе уже участвуют десять регионов. Общая стоимость проектов до 2027 года составит более 231 млрд руб., 86,5 млрд руб. из которых — средства федерального бюджета.
ГЧП используется во многих странах мира для развития инфраструктуры, отмечает Сергей Игнатущенко: «Частные инвесторы строят и обслуживают инфраструктуру наиболее эффективно, потому что именно им предстоит ее эксплуатировать и обслуживать».
В отличие от «классических» вариантов развития городского электротранспорта, механизм ГЧП позволяет привлечь к решению задач комплексной модернизации ГЭТ не только частные вложения, но и опыт и стандарты профильного бизнеса и финансирующих организаций, говорит гендиректор крупного инфраструктурного инвестора «Группа Мовиста» Алексей Зотов.
Компания реализует проекты в четырех городах, входящих в госпрограмму модернизации ГЭТ, — Липецке, Перми, Курске и Ярославле. При поддержке «Группы Мовиста» в 2022 году был запущен первый в истории современной России междугородный трамвайный маршрут с цифровым депо Екатеринбург — Верхняя Пышма.
Реализация и результат
Город Курск стал первым, где в рамках госпрограммы обновления ГЭТ уже запустили движение по полностью реконструированным трамвайным путям. При их модернизации использовались современные технологии, рассказали в компании-концессионере «Группа Мовиста»: железобетонные шпалы с полимерными накладками, что делает пути более экологичными и долговечными, алюминотермитная сварка и виброизоляционные маты для снижения шума, а также температурные компенсаторы, которые помогают справляться с капризами российского климата.
В целом курский проект включает в себя обновление более 40 км путей и восьми тяговых подстанций, реконструкцию депо, закупку 22 низкопольных трамваев «Львенок», а также ремонт и строительство контактной сети. Современный подвижной состав высокого уровня производят российские предприятия в Твери и Санкт-Петербурге. По оценке компании-концессионера, доля импортозамещения в сфере городского электротранспорта достигает 90% и выше.
Движение современных трамваев по новым рельсам также запущено в Перми и Липецке.
В рамках концессионного соглашения с «Мовистой» запланированы реконструкция 40,8 км существующих путей, строительство 5,2 км новых путей, реконструкция депо и закупка 46 новых трамвайных вагонов, рассказали в департаменте транспорта Липецка. В планах города — поддержка и дальнейшее развитие существующей сети электротранспорта с сохранением его максимального обособления от проезжей части автомобильных дорог.
Модернизация электротранспорта — драйвер для всего городского развития, говорят в компании «Мовиста». Новые трамвайные линии, в частности, способствуют благоустройству и преображению внешнего облика улиц, отмечает Алексей Зотов. В Перми, например, компания совместно с городскими властями в рамках проекта модернизации ГЭТ помогла благоустроить одну из самых значимых улиц города — улицу Куйбышева.
В рамках реализации программы в Перми должен быть произведен ремонт 35 км трамвайных путей, обновлена энергетическая инфраструктура и реконструировано депо «Балатово», рассказали в МУП «ПермГорЭлектроТранс». «Такая глобальная модернизация трамвайной системы за три года стала бы серьезной нагрузкой для городского бюджета. Механизм ГЧП позволяет распределить эту нагрузку в долгосрочной перспективе», — отметили в управлении городского транспорта Перми.
Неотъемлемой частью модернизации и несомненным отличием от предыдущей эпохи работы общественного транспорта является цифровизация отрасли, подчеркивают в «Мовисте». Во всех регионах присутствия группа внедряет цифровую платформу управления мобильностью. Это универсальный инструмент, который необходим всем участникам транспортного обслуживания — органам власти, перевозчикам и пассажирам, поясняет Алексей Зотов. Платформа позволяет региону управлять пассажирскими перевозками: оптимизировать маршрутную сеть и расписание, контролировать транспортную работу, анализировать пассажиропотоки и собираемость билетной выручки в режиме реального времени, а также выявлять и снижать количество безбилетных проездов.
О том, что жители городов уже ощутили результаты в том числе цифровой модернизации ГЭТ, заявлял ранее и вице-премьер Дмитрий Григоренко: «Пассажиры уже используют мобильные приложения для городского транспорта».
Дополнительным эффектом от развития транспортной инфраструктуры является импульс для роста малого и среднего бизнеса, отметил ранее Игорь Шувалов. По его словам, комплексное обновление трамвайной сети буквально перезапускает городскую жизнь, происходят благоприятные экономические и социальные эффекты.
Планы и перспективы
Концессионер «Группа Мовиста» разрабатывает проекты модернизации ГЭТ и с другими регионами.
Фото: пресс-службаТак, активно обсуждается проект обновления трамвайной сети Екатеринбурга и продления линии «Верхнепышминского трамвая». На выставке «Иннопром» летом 2024 года правительство Свердловской области, администрации городов Екатеринбурга и Верхней Пышмы подписали с «Группой Мовиста» договоры о сотрудничестве в сфере развития электротранспорта. В рамках договоренностей планируется возвести 24,5 км и реконструировать 1,7 км трамвайных путей, построить депо и три тяговые подстанции. Также в город поставят 60 новых трехсекционных и 20 двухсекционных трамваев.
«Вопрос модернизации назрел давно, а теперь, когда сразу несколько городов комплексно развивают свои трамвайные сети и мы видим вполне измеримый эффект, власти российских городов не будут отказываться от трамвайных путей, а будут возрождать то, что еще можно спасти», — уверен Алексей Зотов.
Эксперты ожидают расширения федеральной программы модернизации ГЭТ и развития проектов ГЧП в транспортной сфере. Если до недавнего времени концессии заключались на крупные стройки, в основном дорожные, то в 2023 году, по оценкам Национального центра ГЧП (группа ВЭБ.РФ), поддержку получили 11 проектов развития городского электротранспорта на 280,8 млрд руб.
Премьер-министр Михаил Мишустин на выставке «Иннопром», где он ознакомился с работой цифровой платформы управления электротранспортом «Группы Мовиста», заявил, что правительство рассмотрит вопрос о расширении федеральной поддержки проектов в области автоматизации, контроля и управления пассажирскими перевозками.