Фото: пресс-служба
Наращивание транспортной, инженерной, социальной и энергетической инфраструктуры будет играть ключевую роль в развитии экономики России, отмечают эксперты.
«Развитие инфраструктуры позволяет повысить качество жизни граждан, создать новые рабочие места, снизить затраты на логистику и транспорт, улучшить доступность рынков и ресурсов, а также повысить инвестиционную привлекательность территории», — говорит партнер консалтинговой компании Б1 Ольга Архангельская. Кроме того, по ее словам, износ инфраструктуры, оставшейся со времен СССР, достиг существенного уровня, а текущие стратегические планы развития страны требуют расширения инфраструктурных проектов.
В ближайшие десять лет, согласно планам правительства РФ, стране предстоит нарастить инфраструктуру: построить по меньшей мере пять удобных транспортно-логистических коридоров и почти 50 обходов городов, 40 кампусов мирового уровня, десять всесезонных федеральных курортов в разных частях страны, запустить первую высокоскоростную магистраль. Цифровизация городской среды в российских регионах, рост количества центров обработки данных, внедрение экологичного транспорта и возобновляемой энергетики, а также открытие передовых научно-исследовательских лабораторий тоже потребует наращивания соответствующей инфраструктуры — как технологической и энергетической, так и социальной.
Успешная реализация перспективных инфраструктурных проектов в технологичных отраслях уже в 2030-х годах может принести российской экономике до 1,5% ВВП ежегодно, создать более 373,6 тыс. рабочих мест и повысить качество жизни 74,2 млн человек за счет улучшения транспортной, социальной и IT-инфраструктуры, подсчитали аналитики «ВТБ Инфраструктурный холдинг».
На какие средства предстоит нарастить инфраструктуру
Одним из ключевых источников финансирования инфраструктурных проектов являются средства частных инвесторов, а инструментом их привлечения — механизм государственно-частного партнерства (ГЧП), отмечает генеральный директор Национального центра ГЧП Павел Селезнев: «Применение механизма ГЧП становится все более системным и эффективным».
По данным платформы «Росинфра», на сегодняшний день в России реализуются более 3,5 тыс. ГЧП-проектов, общий объем инвестиций составляет 5,5 трлн руб., из них 70%, или 3,9 трлн руб., приходится на средства частных инвесторов. В 2022–2023 годах рынок ГЧП показал существенный рост — за два года законтрактовано 1,7 трлн руб., что составляет почти треть от всего объема инвестиций в проекты ГЧП в России. Это стало возможным в том числе за счет финансовой и регуляторной поддержки государства, отмечает Павел Селезнев: «За эти два года практически 50% предполагаемых инвестиций пришлись на проекты, в которых применяются федеральные меры поддержки и программы институтов развития, специализированных фондов». Так, в частности, запуск федеральных программ софинансирования и предоставления инвесторам долгового финансирования на льготных условиях способствовали значительному притоку инвестиций в строительство школ и кампусов, объектов массового спорта, гериатрии и обращения с твердыми коммунальными отходами, общественного транспорта, отмечают в Национальном центре ГЧП.
Вместе с тем высокая активность частных инвесторов происходит на фоне снижения бюджетного финансирования. Объем расходов федерального и региональных бюджетов на инфраструктуру в 2023 году, по оценкам исследовательской компании Sherpa Group, составил около 3 трлн руб., рассказывает гендиректор компании Александра Галактионова. Это соответствует 1,7% ВВП страны, что меньше, чем в предыдущие годы: например, в 2020 и 2021 годах уровень бюджетных расходов на инфраструктуру был 2,2 и 1,9% ВВП соответственно. Такого объема бюджетного финансирования мало для активного развития инфраструктурных сфер и ускоренного экономического роста, говорит Александра Галактионова: «По опыту зарубежных стран уровень подобных расходов должен составлять 4–5%».
Решение долгосрочных задач экономики и потребностей общества требует наращивания темпов и объемов развития инфраструктуры, отмечают эксперты. Так, по оценкам
Ольги Архангельской, среднегодовые инвестиции в транспортную инфраструктуру в России примерно в 1,5 раза ниже среднемировых значений. При этом лишь около 30% инвестиций в транспортную инфраструктуру приходится на строительство новых объектов, а остальные расходуются на ремонты и реконструкцию. Подобная картина с преобладанием затрат на поддержание инфраструктуры над новым строительством характерна и для других отраслей.
Проекты в каких отраслях наиболее перспективны для инвестиций
Наибольший эффект для экономики эксперты отмечают от реализации капиталоемких транспортных проектов. Инвестиционная активность в этой сфере достаточно сильно загружает мощности сразу ряда отраслей — строительной, металлургической и других, говорит Александра Галактионова. Кроме того, проекты, например, строительства высокоскоростных железнодорожных магистралей (ВСМ) Москва — Санкт-Петербург или реализуемое в направлении Екатеринбурга продолжение проекта М-12, по ее словам, обеспечивают транспортную связанность регионов, а также способствуют активному созданию жилой и коммерческой недвижимости, социальной инфраструктуры.
Наибольшую отдачу от реализации транспортно-логистических проектов по сравнению со всеми остальными областями инфраструктурных вложений получают и инвесторы, отмечают авторы аналитического обзора «Инфраструктура будущего: тренды, проекты, перспективы» компании «ВТБ Инфраструктурный холдинг»: доходы от инвестиций в развитие транспортно-логистических коридоров могут достигать 2,9 руб. на каждый вложенный рубль.
Эффект от инвестиций в проекты по созданию высокоскоростных железнодорожных магистралей (ВСМ) Москва — Санкт-Петербург и участков будущей ВСМ-2 Москва — Екатеринбург, по оценкам аналитиков, может составить 2,5 руб. на 1 руб. вложенных средств. При этом транспортно-логистическая инфраструктура в целом является одним из наиболее капиталоемких направлений.
В ближайшие 10–12 лет общий объем инвестиций в строительство соответствующей инфраструктуры может составить порядка 9,6 трлн руб. Внебюджетные вложения, в частности, в модернизацию Восточного полигона, развитие Северного морского пути, строительство Юго-Западной хорды и трассы Джубга — Сочи, совершенствование мультимодального транспортного коридора «Север — Юг», а также создание обходов крупных городов, по подсчетам аналитиков «ВТБ Инфраструктурный холдинг», могут достичь более 5,6 трлн руб. Развитие сети из пяти ВСМ в целом обойдется не менее чем в 10,8 трлн руб., внебюджетные вложения при этом могут составить более 7,6 трлн руб.
Впрочем, у рынка ГЧП остается существенный потенциал для роста в тех отраслях, которые ранее не получали должной государственной поддержки или не были выделены в отдельный приоритет, говорит Павел Селезнев: «Речь в том числе о благоустройстве парков и общественных пространств, технологии и цифровизации». По его словам, ключевая задача сегодня — стимулировать развитие промышленности, создавая спрос на ее продукцию в рамках реализации инфраструктурных проектов, и роль государства и квазигосударственных структур в проектах ГЧП будет усиливаться.
Почему регионы зависят от инфраструктуры
Регионы и муниципалитеты — главные интересанты применения механизмов ГЧП и одновременно заказчики, формирующие инфраструктурную потребность на своих территориях, отмечают эксперты. Развитие инфраструктуры способствует подъему общего экономико-социального уровня регионов, поэтому территориальные власти активно реализуют такие проекты и готовы к новым, говорит Ольга Архангельская.
На региональном уровне реализуется 514 проектов, или 14% от общего количества проектов, однако объем законтрактованных инвестиций составляет более 50% от общего объема, говорит Павел Селезнев. 84% от общего количества проектов реализуется на муниципальном уровне.
Однако по объему инвестиций их доля существенно меньше, чем по проектам регионального уровня, — 23% от общего объема инвестиций. «Несмотря на существующие проблемы с компетенциями на отдельных территориях, большая часть регионов успешно привлекает инвестиции — с их участием реализуются достаточно серьезные стройки страны», — говорит Павел Селезнев.
Аналитики «ВТБ Инфраструктурный холдинг» видят потенциал для привлечения инвестиций в регионах в повышение уровня цифровизации городов и создание вспомогательных электронных сервисов в транспортной, социальной и коммунальной сферах: «Эти проекты на 70–75% зависят от возможностей частного капитала». До 2035 года в это направление может быть привлечено до 600 млрд руб. Социально-экономический эффект от ускорения предоставления услуг, улучшения городской среды и качества жизни при этом могут почувствовать более 71 млн человек.