Как туристические инвестпроекты становятся точками роста для регионов — РБК Отрасли

Фото: пресс-служба

По данным Росстата, число турпоездок по стране с мая по сентябрь 2024 года достигло 42 млн. — это рекордный показатель за все последние годы. С января по июнь число ночевок в гостиницах и иных точках размещения гостей составило более 284 млн — это больше, чем за весь допандемийный 2019 год, отмечают аналитики ведомства.

Где найти точки роста

Комплексное развитие территорий, предполагающее освоение больших пространств как единого инвестиционного проекта, — один из ключевых трендов последнего времени. Это позволяет, с одной стороны, развивать территории в соответствии с долгосрочными задачами, стоящими перед государством, а с другой — детально просчитывать экономику проекта, делая его прозрачным и понятным для инвесторов, отмечает руководитель Международного аналитического центра устойчивого развития туризма РУДН Христофор Константиниди.

По его мнению, кластерный подход позволяет сформировать кооперационные связи между различными предприятиями и организациями, работающими в сфере туризма и гостеприимства, а также компаниями смежных секторов, которые взаимно дополняют друг друга и формируют комплексный турпродукт конкретной территории. Кроме того, благодаря территориальной концентрации интегрированных инвестиционных проектов кластер позволяет государству снизить затраты на создание инженерной, транспортной инфраструктуры в расчете на 1 кв. м построенной туристической инфраструктуры или на одно созданное новое рабочее место, добавляет Константиниди.

Инвесторы могут рассчитывать на обеспечивающую инфраструктуру, наличие сервисных партнеров и аутсорсинг непрофильных бизнес-процессов, гарантированный платежеспособный спрос (туристический поток) и, возможно, налоговые преференции, если речь идет о ТОР или ОЭЗ. Бизнес получает крупных корпоративных заказчиков, рост потребительского сектора и возможность привлечения квалифицированных кадров за счет роста притока трудовых ресурсов на территорию. Местное население имеет дополнительные рабочие места, рост доходов домохозяйств, комфортную среду для жизни, отдыха и досуга. Развитие инфраструктуры в таких случаях иногда планируется на 30–40 лет вперед, подчеркивает Константиниди.

При этом сами кластеры могут быть совершенно разными, исходя из особенности территории и задач, которые призваны решать, убеждена вице-президент Общенационального союза индустрии гостеприимства (ОСИГ) Инна Пехова: «Это может быть курорт, включающий в себя отели, развлекательные точки притяжения, рестораны — например, горный кластер. Может быть маршрут, объединенный одной темой, проходящий в нескольких регионах, пример — исторический путь «Государева дорога», при котором есть обязательные места для посещения: музеи, отели».

Одним из успешных проектов по созданию туристических кластеров Инна Пехова называет создание всесезонного курорта Манжерок в Республике Алтай. Это отели, глэмпинги, виллы, конгресс-холл, спа-комплекс, детский досуговый центр, рестораны и бары, горнолыжная инфраструктура, экотропы, байк-парк и множество маршрутов для посещения туристами.

«Благодаря курорту уже создано 2,5 тыс. рабочих мест. По завершении строительства и ввода в эксплуатацию всех запланированных объектов здесь будет работать до 15 тыс. человек», — говорит эксперт.

В свою очередь, Константиниди выделяет пример создания «верхнего» и «нижнего» туристических кластеров в рамках подготовки к зимней Олимпиаде в Сочи. Важно отметить, что несмотря на удаленность в 40 минут эти два кластера интегрированы и здорово дополняют друг друга, говорит эксперт.

Среди перспективных национальных проектов подобного рода Константиниди отмечает новые курорты, которые планируется построить в рамках реализации федерального проекта «Пять морей и озеро Байкал», в частности, «Новая Анапа» в Краснодарском крае и «Каспийский прибрежный кластер» в Дагестане.

Зачем России своя яхтенная столица

пресс-службаФото: пресс-служба

Санкт-Петербург сегодня в числе лидеров по туристическому потоку — как внутрироссийскому, так и въездному. За 9 месяцев 2024 года Северную столицу посетили свыше 8,7 млн гостей, что на 10% выше показателя прошлого года, утверждают в комитете по развитию туризма городской администрации. Средняя загрузка отелей за этот период составила 68%. По данным Росстата, число ночевок во всех средствах размещения Санкт-Петербурга только с мая по июнь текущего года составило более 16 млн — столько же, сколько за этот же период фиксировалось статистиками во всем Сибирском федеральном округе.

При этом 86% туристов оценивают уровень петербуржского гостеприимства как «высокий» и «очень высокий», добавляют городские чиновники. По итогам прошлого года Санкт-Петербург стал лидером рейтинга событийного потенциала регионов России и третьим регионом по уровню развития событийной инфраструктуры, таковы выводы авторов рейтинга из Выставочного научно-исследовательского центра (ВНИЦ) R&C.

В городе уже созданы несколько знаковых пространств. В частности, «СКА Арена» — самый большой хоккейный стадион в мире и «Лахта Центр» — самая высокая постройка в Европе. На очереди — строительство общественно-делового квартала в Лахте как пространства новой туристской географии, отмечают городские власти. Еще один крупный проект — всесезонный морской курорт «Санкт-Петербург Марина» в Горской, который призван сделать Петербург яхтенной столицей России, подчеркивают в городской администрации.

«Строительство мегапроектов XXI века входит в число десяти ключевых приоритетов развития Петербурга, в число таких мегапроектов включено создание всесезонного морского курорта «Санкт-Петербург Марина», — говорит губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов.

На совещании 15 ноября с участием вице-премьера правительства России Дмитрия Чернышенко, Александр Беглов напомнил, что проект в Горской является частью федеральной программы «Пять морей и озеро Байкал», которая, в свою очередь, вошла в структуру обновленного национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Нацпроект был инициирован президентом Владимиром Путиным и предполагает к 2030 году увеличение экспорта туристских услуг до $22,3 млрд, рост внутренних поездок по стране до 140 млн и фактическое удвоение количества рабочих мест в туристской отрасли.

Площадь курорта составит 160 га, и для его реализации пришлось оперативно вносить множество нормативных изменений, объясняет Александр Беглов: «Многое уже сделано в части имущественных вопросов и проектирования: внесены изменения в генеральный план Санкт-Петербурга, совместно с инвестором разработана дорожная карта проекта, подготовлена градостроительная документация».

Фото: пресс-служба

Проект «Санкт-Петербург Марина» в Горской будет реализован в два этапа, рассказывает председатель Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга Иван Складчиков. На первом, рассчитанном до 2026 года, будут построены школа яхтенного спорта и яхт-клуб. Также здесь будет создана самая большая в Европе яхтенная марина. Появятся, в том числе, объекты для сезонного хранения и ремонта яхт и судов.

На втором этапе, в 2026–2030 годах, будет возведен спортивный кластер, киностудия с тематическим парком, экстрим-парк с крытыми и открытыми зонами, станции водных видов спорта, гостиничные кварталы, образовательный центр и бизнес-центр. На территории курорта будут созданы новые общественные пространства, в их числе набережные и парковая зона вдоль Финского залива, добавляет эксперт.

У площадки привлекательная транспортная доступность. Рядом расположена железнодорожная станция Горская, дорога до исторического центра Санкт-Петербурга займет 25 минут, до Московского вокзала — 35 минут, до Пулково можно доехать за 45 минут, подчеркивает Иван Складчиков.

Также будут строиться новые дороги, чтобы повысить транспортную доступность будущего всесезонного туристского морского курорта «Санкт-Петербург Марина» и делового квартала Лахта-Центр. Приморское шоссе и КАД связывают Горскую с Кронштадтом, где расположен другой флагманский объект — туристско-рекреационный кластер «Остров фортов». «Таким образом, туристы, приехав в Горскую на морской курорт, смогут одновременно побывать и в «Острове фортов» в Кронштадте», — добавляет Иван Складчиков.

Вместе с городом в проекте участвуют «Корпорация Туризм.РФ», Газпромбанк, региональная спортивная общественная организация «Яхт-клуб Санкт‑Петербурга». После его реализации планируемый туристический поток в Горскую составит 1,3 млн человек в год. Количество новых рабочих мест — не менее 7000, подчеркивают в городской администрации.

По оценкам экспертов, реализация проекта морского всесезонного туристического кластера также позволит привлечь в развитие северной части города дополнительно порядка 800 млрд руб.

About The Author

Разное