1) Высоковольтные провода, имеющие многожильный провод в сечении, становятся помехой радиоприему, т. к. их сопротивление равно нулю, поэтому при покупке проводов загляните в торец наконечника. Должен быть виден едва различимый волосок (как у штатных проводов), или черный шнур (силиконовые).
2) У импортных силиконовых в/в проводов очень большое внутреннее сопротивление (у буржуев весьма жесткие требования к защите эфира от помех). Применение таких проводов в контактной системе зажигания приводит к недопустимому ослаблению искры. Как результат — затрудненный запуск двигателя зимой.
3) Не увлекайтесь промывкой двигателя. Во-первых, качественные масла обладают моющими присадками, а во-вторых, промывка зашлакованного двигателя может привести к срыву шлаков и закупориванию масляных каналов.
4) На девятке надо следить за чистотой сливного отверстия, что находится возле монтажного блока. Как правило, оно забивается и скопившаяся вода проникает к контактам монтажного блока.
5) Если хотите, чтобы дверь не била током — избавляйтесь от синтетики в одежде, и на сиденье. Можно еще повесить хвост — антистатик. Но только не мучайте электрика, требуя найти замыкание. С проводкой все в порядке.
6) Часто причиной непонятных явлений становится окисление торцевых кромок предохранителей. При этом, неизвлеченный предохранитель выглядит совершенно нормально.
7) Если вы решили отрегулировать CO на глаз — не закручивайте слишком много винт качества. Сильное снижение CO вызывает столь же сильное повышение показателя CH (углеводороды). Штраф заплатите тот же.
8) Если после разборки и последующей сборки щитка приборов на 41-м москвиче ухудшилась подсветка приборов, а все лампы горят, то скорее всего, неправильно вставлены призмы. Переверните их.
9) Если надо экстренно заменить сгоревший предохранитель, то до ремонта используйте сигаретную фольгу (обернуть в один слой!), и никогда не вставляйте монеты или перемычки. Это равносильно глотанию анальгина вместо похода к стоматологу. Последствия будут плачевны в обоих случаях.
10) Если трамблер на девятке не сдвигается в сторону более позднего зажигания, а запас по вращению есть, то виной тому стяжной винт хомута тосолового патрубка. Ослабьте хомут и прокрутите его немного вниз.
11) Кипение электролита в аккумуляторе может быть вызвано не только перезарядом (напряжение бортсети > 14.5в), но и пониженной плотностью электролита при нормальной зарядке.
12) В электросхеме ВАЗ-2110 отсутствует реле сигнала (как ни странно), поэтому не пытайтесь устанавливать дополнительный сигнал параллельно штатному без установки промежуточного реле. Сигналы будут звучать слабо, а вся цепь подвергнется повышенному току нагрузки, на который она не рассчитана. Промежуточное реле снимает эти опасения.
13) Если придется покупать коммутатор (ВАЗ — 2109), то имейте ввиду, что по соотношению «цена/качество» лучшими, на мой взгляд, являются венгерские коммутаторы «Remix». В цене они значительно дешевле бошевских, а по качеству превосходят отечественные.
14) На ГАЗелях отсутствуют реле ближнего и дальнего света. И если штатные лампы (55 — 60 ватт) жиденький переключатель света еще кое-как выдерживает (и то в ущерб яркости), то замена ламп на более мощные автоматически приговаривает переключатель к смерти. Выход в установке дополнительных реле (две штуки).
15) Чтобы не заклинивал краник отопителя, периодически двигайте его из одного крайнего положения в другое. Сделайте так несколько раз летом (краник все время закрыт), и несколько раз зимой (всегда открыт). Помните, что насильственное открытие прикипевшего краника приведет к подтеканию тосола.
16) Если для устранения течи из радиатора двигателя однократно и безуспешно применялся порошкообразный герметик, то не пытайтесь достичь результата повторными засыпками. Течь все равно не закроет, но закупорятся трубки радиатора отопителя, о чем узнаете с наступлением холодов.
17) Владельцам переднеприводных ВАЗов следует помнить, что задержка с заменой изношенной стартерной втулки, может привести к тому, что новая втулка в гнезде кожуха уже держаться не будет (разбито), и придется менять кожух коробки.
18) Для снятия изоляции с середины провода, я использую зажигалку (которая стала таким же инструментом, как отвертка и ключ). Подогретый участок изоляции без усилий раздвигается в обе стороны бокорезами не повреждая токонесущих проводников.
19) Если вас перестала удовлетворять яркость фар, то прежде чем принимать решение о покупке более мощных ламп, обратите внимание на состояние оптики (ржавчина и отслаивание зеркального покрытия). И не забывайте, что возможности генератора небеспредельны.
20) Место сращивания анетенного кабеля станет источником помех, даже если пропаяны встык обе пары проводов. Чтобы не заморачиваться с экранированием используйте антенный удлинитель.
21) Скрутки проводов вне салона должны пропаиваться в обязательном порядке, в независимости от токонагрузки скручиваемых проводов. Можно не пропаивать внутрисалонные скрутки слаботочных цепей.
22) Как и любой вольтметр, контрольная лампа должна иметь как можно большее входное сопротивление, поэтому для изготовления контрольки используйте самую маломощную лампу (из 12-вольтовых) какую только сможете найти, например лампа подсветки штатных выключателей, или (что еще принципиальнее) лампу подсветки шкалы автомагнитолы. Для поиска замыканий, наоборот, лампу следует брать помощнее (не менее 21Вт).
23) Нагревшийся контакт проводки необязательно свидетельствует о наличии замыкания. Это может быть вызвано повышенным сопротивлением контактирующих поверхностей (собственно, это и есть плохой контакт). Главное же отличие между нагревом от замыкания и нагревом от плохого контакта в том, что при плохом контакте нагревается только сам контакт, но при замыкании еще и подводящие к контакту провода.
24) Если двигатель плохо отзывается на карбюраторные регулировки холостого хода, то прежде чем снимать карбюратор, проверьте зазоры в свечах. Маленькие зазоры могут быть причиной этому.
25) Обычно, блок ЭПХХ привлекает к себе внимание, лишь когда двигатель теряет обороты ХХ. Существует еще одна неисправность блока, при которой ХХ не пропадает, но повышается расход бензина в городском цикле.
26) Если по какой-либо причине снималось рулевое колесо, то перед обратной установкой смажьте густой смазкой сигнальное кольцо (кольца) на руле. Скрипа будет меньше, да и контакты прослужат дольше.
27) Катушку зажигания от контактной системы можно ставить (с потерей мощи искры) на бесконтактную. Однако, обратная замена невозможна.
28) Если на вашей машине инжектор (например ГАЗ-3110), и вы решили помыть двигатель на мойке высокого давления, то перед выездом проверьте наличие буксировочного троса в багажнике, потому что своим ходом с мойки вы не уедете.
29) Самый лучший способ сгноить машину — это мыть кузов с последующей установкой в теплый гараж («чтобы наутро чистая была»). Опасность подстерегает зимой.
30) Для того, чтобы извлечь замок зажигания на классике установите ключ в горизонтальное положение, надавите чем-либо острым в боковую щель кронштейна и тащите замок на себя. Если ключ утерян (или сломан), то придется извлекать личинку
31) Очень часто автолюбители проверяют наличие зарядки снятием клеммы с АКБ при работающем двигателе. Если не заглох, зарядка есть. Однако, перед снятием забывают включить фары (проверка под нагрузкой), в результате чего дохленькая зарядка может быть ошибочно принята за нормальную. Предупреждение: таким варварским способом можно проверять только автомобили КСЗ и при отсутствии малейших подозрений на перезаряд. Снятие клеммы при наличии перезаряда (>14.5в) выведет из строя оборудование запитанное на момент снятия (включенные фары, работает магнитофон и др.).
32) При замене монтажного блока (ВАЗ-2109) старого образца на новый, вентилятор охлаждения двигателя включится напрямую (реле вентилятора в блоке не предусмотрено). Чтобы сделать работу автоматической, включите в разрыв питания вентилятора датчик радиатора. Подробнее.
33) Если при громком звуке начинает мерцать дисплей магнитолы, то это от нехватки питания. Прокиньте питающие провода (чем толще, тем лучше) к аккумулятору и проблема будет решена. Предохранитель ставьте вблизи АКБ (на плюс).
34) Если отказал электромагнитный клапан (нет проходимости), пропускающий жидкость от мотора омывателя к стеклам (ВАЗ-2109), не спешите его выбрасывать. Заполните каналы мыльным раствором и после обстучите клапан. Шансы неплохие.
35) Реле-прерыватель ручного тормоза имеет необъяснимую для меня маркировку выводов. На вывод со знаком «-» следует подключать «+» от зажигания.
36) Противоугонная эффективность сигнализации ограничена сложностью электро- оборудования автомобиля. Чем сложнее система запуска — тем надежнее защита, и наоборот. А посему «Clifford» на классике сравним с амбарным замком на фанерной двери.
37) Несмотря на абсолютное внешнее сходство статоры стартеров 2106 и 2109 невзаимозаменяемы. Отличие проявится при запуске — изменение вращения ротора на противоположное. Смотрите маркировку на статоре.
38) На расход топлива большое влияние оказывает стиль езды. Агрессивный, при котором педаль газа работает как тумблер, повышает расход довольно значительно.
39) При замене реле МБ (ящик с предохранителями) на импортные будьте внимательны. Несмотря на идентичное визуальное расположение выводов, последние могут различаться по маркировке ножек. Сверяйте их нумерацию (возле каждой указано число).
40) При установке выключателя аварийной сигнализации в схему 21011, не забудьте поменять реле поворотов (колбочку на прямоугольное от 2106). Первое не рассчитано на одновременную работу всех поворотных ламп.
41) Очень часто шум генератора бывает вызван не износом подшипников, а выработкой посадочных гнезд под них. В этом случае замена подшипников, без одновременной замены соответствующих крышек генератора, становится бессмысленной.
42) Слабо светящий в движении индикатор зарядки (2109*, 2110*), как правило, свидетельствует о неисправности одного из дополнительных диодов генератора. При этом напряжение ненагруженной бортсети чаще всего укладывается в заданный коридор (13,5в-14,5в). Однако, подключение мощных потребителей (вентилятор, фары) приводит к недопустимому понижению напряжения. Сказанное справедливо и для инжекторных генераторов.
43) После замены подшипников генератора обратите внимание на то с каким усилием садится малый подшипник в гнездо задней крышки. Если от руки, то генератор будет шуметь.
44) Немало сюрпризов может преподнести окислившийся клемник с предохранителями, что расположен рядом с АКБ на Газели, например: недозаряд АКБ (при том, что генератор выдает положенные вольты) или буйство тахометра. Соседство с АКБ так же не идет на пользу, расположенному под ней, выключателю массы. Поиск неполадок с запуском или с зарядкой надо начинать с проверки контактов на этих приборах.
45) При исправном регуляторе напряжения, моргание света фар чаще всего бывает вызвано ослаблением крепежа щеток и силовых проводов на генераторе. По этой же причине могут происходить кратковременные всплески перенапряжения. (опасно для автомобильной электроники).
46) Заменить диодный мост на ВАЗ-2110 можно без демонтажа генератора.
48) Если уж пришлось покупать новый генератор для 406-го мотора, то есть смысл брать 90-амперный взамен родного 72-амперного. Повышенная токоотдача благоприятно скажется зимой, а для Газелей-маршруток это необходимо в принципе.
49) Диоды в генераторах зачастую оказываются «годными» при прозвонке омметром, однако, под нагрузкой и нагревом отказывают, поэтому важно поставить диагноз еще до снятия генератора с автомобиля.
50) Если вы заметили, что генератор не справляется с зарядкой АКБ при включении фар (пониженный заряд), то после вечерней езды перед парковкой дайте поработать двигателю на оборотах несколько минут (потребители выключить). Наутро можете без страха подходить к машине.
51) Резкие толчки (удары) появляющиеся при крутом разгоне чаще всего вызваны отказом свечей под нагрузкой. При этом, искровой пистолет будет тестировать свечу как нормальную.
52) Густые хлопья на клеммах АКБ вырастают из-за наличия микротрещин в месте ввода штыря в тело АКБ, через которые кислотные пары выходят наружу. Именно это место стыка нужно смазывать в первую очередь.
53) Стабильность работы сигнализации зависит прежде всего от квалификации установщика, поэтому лучше сэкономьте на стоимости самой сигнализации (тем более, что основной потребительский набор функций есть даже в самых дешевых), чем на оплате труда установщика.
54) При покупке диодного моста старайтесь выбрать мост с металлокорпусными диодами. Диоды со стеклянными каплевидными изоляторами довольно слабы и порой разрушаются даже под штатной нагрузкой.
55) Чтобы извлечь из гнеда замкнувший прикуриватель (ВАЗ-21099), незачем снимать козырек высокой панели (о, ужас!). Достаточно, тонкой отверткой подогнуть внутрь металлический язычок и вытянуть на себя сердцевину прикуривателя.
56) Исчезновение сигнала на Таврии часто происходит из-за отхода скользящего контакта от рулевого вала (место входа вала в подкапотное пространство). Контакт массирует вал.
57) Чтобы одеть на стопорное кольцо шайбу — ограничитель хода бендикса используйте как упор зажатый в тиски рожковый ключ на 14.
58) Если индикатор зарядки гаснет не сразу, а после нескольких перегазовок, то скорее всего недостаточен ток возбуждения якоря.
59) Включение примерзших к стеклу щеток иногда приводит к самооткручиванию гайки моторедуктора (характерно для волговских стеклоочистителей) после чего щетки перестают двигаться даже после отлипания.
60) Характерным признаком неисправности стартерного якоря является натужное вращение стартера на горячем двигателе, и бодрое — на холодном.
61) При регулировке громкости сигнала не выкручивайте винт на максимальный звук. Этим вы сокращаете срок службы сигнала, да и хрипеть раньше начнет, что вскоре потребует повторной регулировки.
62) Если бензиновый прибор все время показывает отсутствие топлива в баке и при этом горит индикатор минимального количества, то скорее всего прохудился поплавок датчика и наполнившись бензином — утонул.
63) При крепеже сигналов не умаляйте функцию подвесного кронштейна. Намертво прикрученный к кузову сигнал будет противно фонить.
64) Ток потребления компрессора музыкальных сигналов составляет десятки ампер, поэтому для его запитки прокидывайте «+» непосредственно от аккумулятора (через реле включения).
65) На первых выпусках «Таврий» датчик и реле включения вентилятора двигателя имели оригинальное конструктивное решение, поэтому при замене любого из них на вазовский придется менять и другой.
66) На ВАЗ-2107 (04,05), москвиче 2140 и ГАЗ-31029 блоки управления ЭПХХ взаимозаменяемы. При этом учтите, что волговский блок надежнее вазовского.
67) Незачем покупать новый подрулевой переключатель (классика) при обломе сигнального контакта. Припаянный обломок будет работать с тем же успехом.
68) Начавшее греметь торпедо девяток обезвреживается протяжкой его крепежей. Проклейка поролоном работает скорее как пылесборник, чем как шумоподавитель. Качественный шумоподавитель заметно утяжеляет обклеиваемое изделие.
69) Наивно полагать, что замена штатного карбюратора на «более экономичный» позволит что-то ощутимое выиграть на бензине — мотор всё равно высосет из карбюратора положенные ему по объему литры. Чаще замена карбюратора обуславливается иными мотивами: приемистость, склонность к засорам, простота в обслуживании и т. п.
70) При смазке подшипников генератора не переусердствуйте с количеством закладываемого литола (достаточно заполнить 50-70% свободного объема) — излишек будет выдавлен наружу.
71) Чтобы узнать генерирует ли ЭДС бесконтактный волговский трамблёр подключите тестер (в любом режиме) к выходу трамблёра и покрутите валик.
72) Хотя в паре: катушка Б-116 и коммутатор 131.3734 схемой не предусмотрена установка токоограничительного вариатора (однако он обязателен в паре Б-114 и 13.3734), всё же практика показывает, что его лучше ставить. В зиму, при затруднённом запуске, закорачивать (на весь сезон), а в лето — на максимальное сопротивление. Это продлит срок службы коммутатора.
73) Продающих своего «коня» я хотел бы предостеречь от соблазна уменьшить показания спидометра. Неквалифицированное вмешательство зачастую приводит к видимым последствиям, а порой и к отказу самого спидометра. К тому же есть масса других признаков позволяющих грубо определить пробег автомобиля (состояние резины, степень чистоты радиаторной решетки и др.). Возможны конфузные нестыковки. Если же продаваемому автомобилю более трех лет, то в подобной затее вообще нет смысла, т. к. при торгах этот козырь во внимание принят не будет.
74) Чтобы заставить щетки в режиме «пауза» двигаться ускоренно поменяйте на переключателе провода 53 и 53b местами. Применимо на девятках и 41-м москвиче.
75) При подозрениях на неисправность конденсатора трамблера удобно иметь под рукой конденсатор с двумя «крокодилами» на выводах. Подключается параллельно штатному без снятия последнего.